Обращение к участникам

За и против СРО в частной охранной деятельности или есть ли будущее у СРО в частной охране?

Ведь, если будущего нет, то, по логике, не будет никаких СРО в частной охране в обозримом будущем. Однако, на начало 2014 года таких организаций в России, по сведениям в информационных сетях, насчитывается шесть, без учета создаваемых и не прошедших регистрацию, в том числе по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Вот тут-то и начинаются сомнения.

Аристотель полагал, что сомнение есть начало мудрости, но в его времена ни ЧОО, ни СРО, ни ВТО не было. И главный вопрос, который известен почти с тех же незапамятных времен — кому выгодно? Любая организация — это деньги, ресурсы и вхождения в коридоры власти. Организатором быть выгодно! А рядовым членом? Что получит среднестатистический член охранного рынка от своего присутствия в СРО? Картинку с логотипом на стену и обязанность уплачивать членские взносы? Не получится ли так, что СРО станет не производящей надстройкой над охранным рынком? И как будут строиться отношения МВД—ЧО, с учетом наличия СРО? За кем будут функции по контролю за частной охранной деятельностью?

Вопросов, как всегда, больше чем ответов, а из целей и задач СРО (организации противодействия основным угрозам рынка (регионального) охранных услуг таких как экспансия федеральных охранных организаций и структур, которых в свою очередь вытесняют зарубежные инвесторы; демпингу; нехватке квалифицированных кадров охранников, отток сотрудников ЧОО в стражу, вахтеры и контролеры) возникают еще вопросы — как, каким образом, такие лозунги претворить в жизнь.

На все эти вопросы можно ответить высказыванием одного из уважаемых экспертов охранного бизнеса: «Потому, как водится у нас, где-то наверху решат — и, будет (имеется в виду СРО в охранном бизнесе). Вот вам и будущее. С другой стороны, СРО — это возможность объединения и решения общих проблем. Наверное, более цивилизованная модель общения субъектов охранной деятельности. Выработка общих стандартов деятельности. Возможная победа над демпингом на рынке. И с этой точки зрения СРО — определенно мероприятие полезное. Тем более что в России уже известны случаи успешного существования СРО».

Не претендуя на разработку какого — либо научного трактата и не вступая в полемику с признанными экспертами и теоретиками охранного бизнеса, основываясь только на положениях законодательства, резолюциях и решениях организаций, обладающих законодательной инициативой, мнениях и высказываниях экспертов и должностных лиц, постараемся ответить на поставленные вопросы и вопрос вынесенный в заголовок.

1. В соответствии с действующим законодательством высшим органом управления Некоммерческого партнерства, а при получении Партнерством статуса СРО, является общее собрание членов Партнерства (СРО). Таким образом среднестатистический член охранного рынка вступив в НП (СРО) получит право управлять организаций, в том числе и ее ресурсами.

2. С 1 января 2014 года Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (О Федеральной контрактной системе — ФКС). Государственные заказчики, предоставляя бюджетные средства на закупку услуг, должны запросить на уровне общественных объединений поручительство за своих членов, гарантию прозрачности отношений и финансовую ответственность за качество исполнения заказа.

3. МВД России своей официальной позиции по участию в развитии саморегулирования в охранной деятельности пока не заявило. Различных домыслов и предположений может быть много, основания для серьёзного анализа следующие:

4. Из резолюции «Второго Всероссийского совещания Негосударственной сферы безопасности 14 февраля 2014»: п. 2.4. Координационному совету Негосударственной сферы безопасности совместно с заинтересованными организациями рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" раздела «О саморегулируемых организациях в сфере охранной деятельности».

Приобретение объединениями охранных структур статуса саморегулируемых организаций будет способствовать:

5. Позиция рабочей группы по содействию развитию институту саморегулирования в сфере частной охранной деятельности Комитета по безопасности ТПП России и её плановая деятельность направлены на то чтобы:

Если отбросить сомнения и остановится на приведенных фактах, обличенных в разные формы то одной из причин, сдерживающих становление института саморегулирования в НСБ, является кризис доверия между основными субъектами рынка. Он выражается в разобщенности и несогласованности действий по принятию новых законодательных актов, определению структуры, роли и места самих субъектов, не выполнения существующих законных требований и норм деловой этики со стороны государственных и разобщенных предпринимательских структур. Роль государственных институтов в условиях рыночных отношений воспринимается, как очередной акт зарегулированности и насилия над частным предпринимательством. Восстановить доверие и найти взаимопонимание во всех перечисленных связях могут только саморегулируемые организации. Они способны предложить новые формы и методы взаимодействия бизнес-сообщества с производителями услуг, органами государственной власти, потребителями услуг, с учетом общих интересов.

Возможности объединения частных предприятий в крупные саморегулируемые организации создают положительные предпосылки для решения обозначенного перечня вопросов, вызывают «головную боль» у представителей «теневого мздоимства» и различных высоко возмездных «помогальников» бизнесу. Саморегулирование тяжело пробивает себе дорогу ещё и потому, что воспринимается некоторой категорией, не только как потеря своего влияния, но и как довольно эффективный инструмент в борьбе с коррупцией.

Жизнь рассудит и непременно покажет за кем правда и будущее, и это время не за горами, оно у порога, а всех сомневающихся позвольте считать сторонниками и активными пособниками мнения: «Вся Европейская экономика и бизнес на сегодняшний день практически взяты под охрану двумя—тремя охранными структурами, которые насчитывают в своем составе по 200, по 300 тысяч работников, а на территории Российской Федерации скорее всего их будет насчитываться не 25 тысяч, возможно, это будут сотни, а может быть, десятки охранных предприятий».

Вывод не претендующий на истину в последней инстанции

СРО в НСБ — это не лишняя структура создающая видимость изменений на рынке и не кормушка для отставных чиновников. СРО в НСБ — это прогрессивная форма общественных отношений, союз единомышленников, площадка для отработки стандартов деятельности и возможность быть субъектом законодательной инициативы. Кроме того СРО — это цивилизованное участие в тендерах, инструмент защиты от произвола недобросовестных чиновников от власти, возможность владеть объективным положением дел на рынке, реальный способ решения наболевших вопросов, борьбы с демпингом и недобросовестной конкуренцией!

Сомневающиеся опаздывают и подталкивают к появлению рекламных растяжек по всем городам страны «Допуск СРО в НСБ за 24 часа».