Обращение к участникам
За и против СРО в частной охранной деятельности или есть ли будущее у СРО в частной охране?
Ведь, если будущего нет, то, по логике, не будет никаких СРО в частной охране в обозримом будущем. Однако, на начало 2014 года таких организаций в России, по сведениям в информационных сетях, насчитывается шесть, без учета создаваемых и не прошедших регистрацию, в том числе по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Вот тут-то и начинаются сомнения.
Аристотель полагал, что сомнение есть начало мудрости, но в его времена ни ЧОО, ни СРО, ни ВТО не было. И главный вопрос, который известен почти с тех же незапамятных времен — кому выгодно? Любая организация — это деньги, ресурсы и вхождения в коридоры власти. Организатором быть выгодно! А рядовым членом? Что получит среднестатистический член охранного рынка от своего присутствия в СРО? Картинку с логотипом на стену и обязанность уплачивать членские взносы? Не получится ли так, что СРО станет не производящей надстройкой над охранным рынком? И как будут строиться отношения МВД—ЧО, с учетом наличия СРО? За кем будут функции по контролю за частной охранной деятельностью?
Вопросов, как всегда, больше чем ответов, а из целей и задач СРО (организации противодействия основным угрозам рынка (регионального) охранных услуг таких как экспансия федеральных охранных организаций и структур, которых в свою очередь вытесняют зарубежные инвесторы; демпингу; нехватке квалифицированных кадров охранников, отток сотрудников ЧОО в стражу, вахтеры и контролеры) возникают еще вопросы — как, каким образом, такие лозунги претворить в жизнь.
На все эти вопросы можно ответить высказыванием одного из уважаемых экспертов охранного бизнеса: «Потому, как водится у нас, где-то наверху решат — и, будет (имеется в виду СРО в охранном бизнесе). Вот вам и будущее. С другой стороны, СРО — это возможность объединения и решения общих проблем. Наверное, более цивилизованная модель общения субъектов охранной деятельности. Выработка общих стандартов деятельности. Возможная победа над демпингом на рынке. И с этой точки зрения СРО — определенно мероприятие полезное. Тем более что в России уже известны случаи успешного существования СРО».
Не претендуя на разработку какого — либо научного трактата и не вступая в полемику с признанными экспертами и теоретиками охранного бизнеса, основываясь только на положениях законодательства, резолюциях и решениях организаций, обладающих законодательной инициативой, мнениях и высказываниях экспертов и должностных лиц, постараемся ответить на поставленные вопросы и вопрос вынесенный в заголовок.
1. В соответствии с действующим законодательством высшим органом управления Некоммерческого партнерства, а при получении Партнерством статуса СРО, является общее собрание членов Партнерства (СРО). Таким образом среднестатистический член охранного рынка вступив в НП (СРО) получит право управлять организаций, в том числе и ее ресурсами.
2. С 1 января 2014 года Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (О Федеральной контрактной системе — ФКС). Государственные заказчики, предоставляя бюджетные средства на закупку услуг, должны запросить на уровне общественных объединений поручительство за своих членов, гарантию прозрачности отношений и финансовую ответственность за качество исполнения заказа.
3. МВД России своей официальной позиции по участию в развитии саморегулирования в охранной деятельности пока не заявило. Различных домыслов и предположений может быть много, основания для серьёзного анализа следующие:
- а) Как следует из выступления генерал-майора полиции Леонида Веденова, принимавшего участие в работе II Всероссийского совещания негосударственной сферы безопасности, как представителя МВД России, можно сделать вывод, что государство заинтересовано в появлении устойчивого, профессионально сформировавшегося, законодательно регулируемого цивилизованного рынка охранных услуг. В нем должны определиться лидеры добровольного объединения в СРО, доработаны и приняты соответствующие законодательные акты, регулирующие деятельность ЧОО, СРО и рынка охранных услуг, после чего можно предполагать объем и этапы передачи полномочий государственного регулирования саморегулируемым организациям; МВД рассматривает поэтапное смещение акцентов в форме контроля, который реализуется Министерством внутренних дел по отношению к частным охранным организациям в сторону активно проявляющегося саморегулирования.
- б) ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности А.М. Данилова; Почему важен институт саморегулирования в НСБ и в т. ч. в охранной отрасли? Государство не заинтересованно иметь обезличенный рынок услуг, где его представители не всегда руководствуются интересами отрасли, здоровым развитием рынка, на котором получают свою прибыль. Последние коррупционные разоблачения свидетельствуют, что отдельные представители далеки от интересов и забот других частных предпринимателей в своей отрасли. Они, к сожалению, успешно подпитывают не честную конкуренцию, теневые контакты с представителями государственных, в т. ч. правоохранительных органов. Подобные злоупотребления компрометируют государственность. Коллективные профессиональные отношения в структуре саморегулируемых организаций, открытость в системе взаимоотношений их с представителями своей отрасли, органами власти и для общества имеют больше проявлений именно в СРО.
4. Из резолюции «Второго Всероссийского совещания Негосударственной сферы безопасности 14 февраля 2014»: п. 2.4. Координационному совету Негосударственной сферы безопасности совместно с заинтересованными организациями рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" раздела «О саморегулируемых организациях в сфере охранной деятельности».
Приобретение объединениями охранных структур статуса саморегулируемых организаций будет способствовать:
- — реализации планов МВД России по освобождению полиции от выполнения несвойственных функций заорганизованного контроля за частной охранной деятельностью (кроме оборота оружия);
- — принятия на себя уже действующими некоммерческими партнёрствами статусов саморегулируемых организаций, выполнения функций корпоративного регулирования охранной деятельности в соответствии с утверждёнными полномочиями;
- — обеспечению взаимодействия саморегулируемых организаций и органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности регионов;
5. Позиция рабочей группы по содействию развитию институту саморегулирования в сфере частной охранной деятельности Комитета по безопасности ТПП России и её плановая деятельность направлены на то чтобы:
- — активно продвигать реализацию Концепции развития охранной деятельности через механизм саморегулирования, предложенной СРО НП «Охрана» и принятой сообществом саморегулируемых организаций на расширенном совещании Комитета по безопасности ТПП России и мероприятий утвержденной Дорожной карты «Развитие института саморегулирования в негосударственной сфере безопасности»;
- — укреплять взаимодействие с органами государственной власти и направлять усилия, используя возможности саморегулируемых объединений и частного охранного сообщества в рамках их компетенции, по реализации совместных задач определенных, в утвержденной Президентом РФ В.В.Путиным, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации;
- — вести самостоятельную работу и активно взаимодействовать с Экспертным советом Координационного совета НСБ в вопросах общественных и экспертных исследований работы механизмов реализации и контроля действующего законодательства, касающегося охранной деятельности. Принять участие в подготовке проекта Федерального закона «О негосударственных охранных организациях»;
- — продолжить работу по вопросам защиты конкуренции в охранной деятельности, устранении нарушений, в т.ч. допускаемых федеральными органами исполнительной власти при внеконкурсном использовании государственных унитарных предприятий в охране объектов;
- — подготовить и внести предложения по совершенствованию подготовки руководящего звена ЧОО и кадров для охранных организаций, совершенствованию программ обучения, изменению сроков переподготовки и подтверждения квалификации;
- — продолжить работу по выявлению фактов злоупотреблений полномочиями государственных структур по отношению к законной деятельности ЧОО — членов СРО на местах, эффективному противодействию в целях защиты их прав и законных интересов.
Если отбросить сомнения и остановится на приведенных фактах, обличенных в разные формы то одной из причин, сдерживающих становление института саморегулирования в НСБ, является кризис доверия между основными субъектами рынка. Он выражается в разобщенности и несогласованности действий по принятию новых законодательных актов, определению структуры, роли и места самих субъектов, не выполнения существующих законных требований и норм деловой этики со стороны государственных и разобщенных предпринимательских структур. Роль государственных институтов в условиях рыночных отношений воспринимается, как очередной акт зарегулированности и насилия над частным предпринимательством. Восстановить доверие и найти взаимопонимание во всех перечисленных связях могут только саморегулируемые организации. Они способны предложить новые формы и методы взаимодействия бизнес-сообщества с производителями услуг, органами государственной власти, потребителями услуг, с учетом общих интересов.
Возможности объединения частных предприятий в крупные саморегулируемые организации создают положительные предпосылки для решения обозначенного перечня вопросов, вызывают «головную боль» у представителей «теневого мздоимства» и различных высоко возмездных «помогальников» бизнесу. Саморегулирование тяжело пробивает себе дорогу ещё и потому, что воспринимается некоторой категорией, не только как потеря своего влияния, но и как довольно эффективный инструмент в борьбе с коррупцией.
Жизнь рассудит и непременно покажет за кем правда и будущее, и это время не за горами, оно у порога, а всех сомневающихся позвольте считать сторонниками и активными пособниками мнения: «Вся Европейская экономика и бизнес на сегодняшний день практически взяты под охрану двумя—тремя охранными структурами, которые насчитывают в своем составе по 200, по 300 тысяч работников, а на территории Российской Федерации скорее всего их будет насчитываться не 25 тысяч, возможно, это будут сотни, а может быть, десятки охранных предприятий».
Вывод не претендующий на истину в последней инстанции
СРО в НСБ — это не лишняя структура создающая видимость изменений на рынке и не кормушка для отставных чиновников. СРО в НСБ — это прогрессивная форма общественных отношений, союз единомышленников, площадка для отработки стандартов деятельности и возможность быть субъектом законодательной инициативы. Кроме того СРО — это цивилизованное участие в тендерах, инструмент защиты от произвола недобросовестных чиновников от власти, возможность владеть объективным положением дел на рынке, реальный способ решения наболевших вопросов, борьбы с демпингом и недобросовестной конкуренцией!
Сомневающиеся опаздывают и подталкивают к появлению рекламных растяжек по всем городам страны «Допуск СРО в НСБ за 24 часа».